Меню сайта

 
 

 

Представление о коммуникации как о процессе и структуре.

В современной литературе существуют различные модели коммуникативного процесса. Например, Аристотель выделил три компонента процесса коммуникации: “Оратор – Речь – Аудитория”. В современном варианте она выглядит так: “Коммуникатор – Сообщение – Коммуникант”. В 30-х гг.х ХХ в. Г.Лассуэлл предложил свою, ставшую классической в социологии массовой коммуникации, формулировку. Согласно данной модели, процесс коммуникации рассматривается по мере ответа на вопросы: “Кто сообщает? – Что? – По какому каналу? – Кому? – C каким эффектом?”.

В данной модели присутствует пять компонентов коммуникативного процесса: “Коммуникатор – Сообщение (информация) – Канал передачи – Коммуникант (аудитория) – Обратная связь”. Во второй половине ХХ в. ученые Стэнфордского Университета в рамках программы “Коммуникации в организации” предложили более сложную модель коммуникативного процесса: “Источник сообщения – Коммуникатор – Кодирующее устройство – Сообщение – Канал передачи – Декодирующее устройство – Коммуникант – Результат кодирования – Обратная связь”.

Для успешной коммуникации необходимо правильно закодировать и декодировать сообщение. Поэтому необходимо учитывать личностный фон, на котором передается сообщение. Модель, учитывающая как содержание сообщения, так и его личностный фон, предложена Ш.фон Туном. Эффективной коммуникация будет тогда, когда получатель правильно расшифрует все компоненты сообщения. Если же коммуникант не способен правильно декодировать сообщение, то возникает непонимание.

Источник сообщения. Коммуникатор – создатель сообщения; лицо генерирующее идею. Источником может быть лицо, организация, группа лиц или индивид. Не всегда источник сообщения и коммуникатор это одно и то же лицо. Коды – символы или знаки, переводящие сообщение на язык, понятный получателю. В качестве кодов используются вербальные и невербальные средства коммуникации.

Сообщение – информация или закодированная идея, т.е. то, что передает источник получателю.
Канал – средство, с помощью которого сообщение передается от коммуникатора коммуниканту. Обычно каналы делятся на технические (СМИ: пресса, телевидение, радио, электронные средства) и межличностные (непосредственный обмен информацией между источником и получателем). Межличностные средства коммуникации можно разделить на вербальные и невербальные. К вербальным средствам коммуникации относятся: говорение (письменная и устная речь), слушание, чтение. К невербальным: взгляды, позы, интонация, имидж, мимика, жесты, походка, пространственная организация среды.

По данным журнала PR Reporter (1991. - 26 August) каналы коммуникации располагаются в следующей иерархии:

  • Разговор “лицом к лицу”.
  • Дискуссия в пределах небольшой группы лиц.
  • Выступления перед большой аудиторией.
  • Телефонный разговор.
  • Письмо, личное письменное сообщение.
  • Текст, напечатанный на машинке (компьютере).
  • Сообщение на большую аудиторию.
  • Материал (статья), отправленный прямой почтовой рассылкой.
  • Статья в виде информационного письма компании.
  • Новости в печатных СМИ.
  • Реклама в СМИ.
  • Наружная реклама. Щиты.
Наиболее эффективным каналом коммуникации является “общение один на один”, т. е. “лицом к лицу”.
Коммуникант (получатель) – лицо, или группа лиц, массовая аудитория, которым направлено сообщение.
Обратная связь (эффект коммуникации) – изменения в поведении коммуниканта, которые происходят в результате приема сообщения.


Бесплатный хостинг uCoz